Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения

традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения

В свете возрастания роли общественных наук в разработке проблем
развитого социализма особое внимание этнографической науки сейчас
направлено па изучение современности и, в частности, на исследование
традиций в хозяйственной деятельности, их значения в развитии
современной экономики. Перед этнографами встают задачи сбора и
сбережения информации о традиционной производственной культуре, учета ее
особенностей, в том числе и у коренных народов Сибири, с
целью, как отмечал Ю. В. Бромлей, повышения практической роли
этнографии, усиления ее конструктивных и управленческих функций.
Социалистические преобразования, начавшиеся уже с первых лет Советской
власти, и широкомасштабное освоение пространств Сибири, которое
осуществляется особенно интенсивно в последние десятилетия, оказали
существенное влияние на все стороны жизни коренного населения Севера. На
основе закономерностей общественного развития в эпоху социализма произошла
трансформация в материальной и духовной культуре эвенов, эвенков, кoряков,
чукчей и других северных этносов, изменился их быт. В значительной степени
преобразования коснулись и хозяйственных занятий местных жителей. На смену
старому хозяйству пришли новые, отличные в социальном плане, иные в
качественном отношении социалистические формы хозяйствования, повлиявшие па
устойчивость экономики, навсегда освободившие аборигенов Севера от сезонных
голодовок и позволившие повышать производительность труда. Мероприятия по
укреплению организационно-экономической базы коллективных хозяйств и
укрупнению колхозов, многие из которых преобразованы в совхозы, повысили
техническую оснащенность - традиционных промысловыми позволили развивать
новые отрасли хозяйства — земледелие, животноводство и др.
Однако, несмотря на нововведения, многие традиционные особенности
хозяйства и культуры, которые в совокупности образуют этнические традиции,
вырабатываемые целенаправленной деятельностью каждого этноса в ходе его
исторического развития, все же показывают большую степень устойчивости.
В первую, очередь это можно отнести к оленеводству, практикуемому в ряде:
областей Севера, в том числе на северо-востоке Сибири у рассматриваемой
группы этносов.
В качестве одного из главных обстоятельств, обеспечивающих сохранение
оленеводства как отрасли хозяйства, выступает его приспособленность к
экстремальным северным условиям. Оно, как правило, практикуется в такой
климатической зоне, где невозможно разведение крупного рогатого скота и
земледелие. В этой связи следует особенно отметить неприхотливость
северного оленя, его способность круглый год добывать корм в суровом
климате.
Мероприятия, проводившиеся Советской властью с первых лет ее
существования, содействовали сохранению оленеводства, которое приобрело
государственное значение, способствуя тем самым ^развитию экономики народов
Севера. Внедрение в эту главную отрасль хозяйства коренного населения новых
методов выпаса животных, организации труда оленеводов. достижений
ветеринарии и обеспечение ее транспортными средствами и радиосвязью не
мешает тем не менее характеризовать оленеводство как занятие, в котором
наличествует ряд традиционных элементов. В традиционном крупностадном
оленеводстве корякско-чукотского типа, заимствованном у палеоазиатов; также
эвенами в связи с их этническими контактами на Чукотке, Камчатке и севере
Охотского побережья и признанном сейчас наиболее рентабельным хозяйственным
занятием коренного населения, как и прежде, практикуется круглогодичный
выпас оленей в соответствии с издавна выработанным годичным циклом.
Обслуживание животных базируется па использовании народных знаний, а быт
оленеводов во многом определяется самобытными традициями.
Сохранение традиционного объясняется и тем, что производственное
кочевание осуществляется на территориях, значительно удаленных от центров
современной культуры. Нередко оленьи стада откочевывают от поселков на 300
км и даже дальше. Необходимость такой отдаленности обусловлена тем, что
рядом с крупными поселками, предприятиями и местами разработок полезных
ископаемых, как правило, отсутствует корм для оленей.
Производственный опыт оленеводов, накопленный в течение многих веков,
прекрасное знание природных условий таежных тундреных районов имеют
непреходящее значение и в наши дни. Многие традиционные приемы ухода за
животными, выработанные коренным населением северо-востока Сибири и
практикуемые сейчас, наиболее эффективны и единственно приемлемы. Вряд ли
целесообразно полностью заменять их другими. Допустимо лишь привнесение в
них новаций, усовершенствований и улучшение их отдельных сторон.
В традиционных отраслях хозяйства и в оленеводстве в том числе живет и
развивается родной язык аборигенов. Кстати, терминология, связанная с
оленеводством, настолько богата, что ее очень трудно выразить на другом
языке.
В оленеводческом хозяйстве рассматриваемого региона и в подчиненных ему
сферах в настоящее время занято большинство представителей аборигенных
этносов. В табл. 1 показано распределение коренного населения по профессиям
на примере взятых выборочно нескольких наиболее типичных оленеводческих
поселков разных районов северо-востока Сибири.

Таблица 1
Несмотря на то что во многих поселках при наличии в интернатах
кабинетов профориентации приобщение к оленеводческим профессиям
осуществляется в соответствии с комплексным планом трудового обучения и
воспитания, большую роль в подготовке молодежи к работе в оленеводческом
хозяйстве играет в лице старшего поколения.
Обучение навыкам производственной деятельности является постепенно и
начинается обычно уже в раннем детстве. Как правило, оленеводы
рассматриваемого региона летом забирают своих детей из детских садов и
интернатов, где они живут на государственном обеспечении, в бригады. Все
лето дети вместе с родителями проводят в оленьих стадах, участвуют в
перекочевках и наблюдают за работой.
Самые первые сведения о профессии оленевода и специфике оленеводческого
хозяйства дети получают и из рассказов представителей старшего поколения, а
также пользуясь игрушками, которые делают для них родители или
родственники. У эвенов и эвенков игрушки, цель которых приобщить ребенка к
традиционному хозяйству, — это фигурки оленей, лошадей, собак,
изготовленные из рога горного барана или из дерева, игрушечные арканы и т.
п. Игрушки в данном случае становятся как бы символами, говорящими о
будущей хозяйственной деятельности. Обычай дарения таких игрушек известен у
подавляющего большинства народов мира.
Большое значение в деле пробуждения у детей школьного и дошкольного
возраста интереса к профессии оленевода имеют традиционные игры, во
многом копирующие хозяйственную деятельность взрослых и формирующие
производственные навыки у детей. В играх находит отражение и быт
коренного населения, они воспитывают любовь к природе, укрепляют здоровье,
способствуют выработке ловкости, выносливости, твердости и настойчивости
как качеств, особенно необходимых при занятиях оленеводством.
В большинстве игр дети оленеводов используют аркан — необходимый
предмет в снаряжении каждого пастуха, которым он обычно очень
дорожит. Аркан, уже побывавший в употреблении или новый, вручается
мальчику отцом или старшим братом. Смысл большинства игр с
употреблением аркана — овладение техникой его набрасывания на рога оленя с
целью отлова животного, выработка реакции я координации движений. Для
тренировок, используются ветки лиственницы или настоящие рога оленя,
которые дети держат над головой, изображая животных. Один или два
«пастуха» ловят их арканами, с тем чтобы потом запрячь в нарты. У эвенов
такая игра называется оропэвидакун иди. мавутлактак, у коряков — коячетык.
В другой эвенской игре с оленьими рогами (гаун'акачак) аркан
набрасывают на рога, которые един из играющих тащит за собой на ремне. К
числу упражнений с арканом относятся такие игры, как монэкан или муколовын
у эвенов и вопханеьоченам у коряков. В эвенской игре к длинному шесту
прикрепляется ремень с небольшим бруском дерева на конце. Затем шест
начинают вращать. Задача играющих, стоящих вокруг, — набросить аркан на
вращающийся кусок дерева. Победителем считается тот, кто сделает это
первым. Корякский вариант игры заключается в том, что вместо
куска дерева к веревке прикрепляются оленьи рога. Нередко в подобных
играх детьми создается ситуация, типичная для оленеводческой практики, —
уход части оленей из стада. В этом случае «оленеводы» ищут потерявшихся
«животных», т. е. спрятавшихся детей.
Кроме упражнений с арканом большое внимание в воспитании мальчиков
уделяется бегу наперегонки, езде на оленях, прыжкам в длину и в
высоту, борьбе, игре в кожаный мяч, набитый оленьим волосом, которая
распространена у коряков, и т. п. Девочки играют в такие игры, как
постановка чума, раскладывание разноцветных камушков в определенной
последовательности, что означает подготовку караванов оленей к перекочевке,
и т. д.
Постепенно от игр с рогами и другими предметами мальчики переходят к
тренировкам по набрасыванию арканов на живые объекты — телят оленя — около
базовых стоянок, куда пригоняют стадо для отдыха в середине дня.
Одновременно с играми и различными упражнениями происходит и посильное
приобщение Ь труду детей оленеводов. Мальчики 8—10 лет, например, участвуют
на временных стоянках в сборе топлива для очагов, девочки учатся шить
промысловую одежду и разделывать туши забитых Тюленей. Приблизительно с
9—10 лет мальчики во время летних каникул начинают ходить со взрослыми на
выпас оленьих стад, где молодежь ближе узнает повадки животных и учится
искусству оленевода.
В итоге можно отметить, что многие традиции в области хозяйственной
деятельности коренного населения северо-восточных ионов Сибири продолжают
существовать в наши дни. В совокупности с новым хозяйственные традиции
образуют органическое единство — основу жизнедеятельности аборигенов
Сибири.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы животноводам:

News image

Породы нутрий

В нашей стране и за рубежом разводят стандартных и цветных нутрий. Стандартная нутрия. Напоминает дикую форму и может быть различных оттенков: к...

News image

А воз и ныне там... Нелегкие тропы кыргызского овцеводства

Овцеводство в Кыргызстане переживает не лучшие времена. С момента обретения республикой независимости часто меняющиеся министры сельского хозяйства ...

News image

Период от средней до поздней лактации

В этот период производство молока и потребление кормов продолжает уменьшаться. Однако количество потребляемой энергии с избытком покрывает колич...

Новости животноводства:

Нарушение обмена натрия и хлора

News image

Огромные количества калия, поступающие в пищеварительный канал с зеленой травой в летний период, всасываются, однако при этом со...

Будущее: «зеленые» свиньи?

News image

Если оглянуться назад, то мы видим историю успеха. Если смотреть вперед, то мы видим как трудности, так и причины для оптимизма....

Рекомендации для экономически эффективного кормления

News image

Обеспечить сбалансированное кормление молочного скота при минимальных затратах можно разными способами. Основные положения для ...

Оленеводство: главный враг - двуногие хищники с карабинами

News image

Губернатору Мурманской области ЕВДОКИМОВУ Ю. А. Уважаемый Юрий Алексеевич! Мы, собрание членов СХПК ОПХ МНС «Оленевод», об...

На свет появились малыши

News image

Несмотря на разную продолжительность беременности самки щенятся практически в одно и то же время, примерно с 20 апреля по 5 мая....

Цветовые вариации нутрий, породы нутрий

News image

Волосяной покров нутрий — густая, шелковистая, но относительно короткая подпушь и более редкие, грубые и длинные волосы — н...

More in: Кролиководство, Коневодство, Козоводство, Норководство, Нутриеводство, Овцеводство, Оленеводство, Свиноводство, Скотоводство

Коневодство:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Овцеводство:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Свиноводство:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Авторизация



Забыли пароль? Забыли логин? Регистрация