Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения

традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения А. Б. СпеваковскийТРАДИЦИОННОЕ В СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННОГООЛЕНЕВОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯСЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА    В  свете  возрастания  роли  общественных  наук  в  разработке  проблемразвитого  социализма   особое   внимание   этнографической   науки   сейчаснаправлено  па  изучение  современности  и,  в  частности,  на  исследованиетрадиций  в  хозяйственной  деятельности,  их    значения     в     развитиисовременной    экономики.    Перед    этнографами  встают  задачи  сбора   исбережения информации о традиционной  производственной  культуре,  учета  ееособенностей,  в  том  числе    и    у   коренных    народов    Сибири,    сцелью,    как    отмечал  Ю.  В.  Бромлей,   повышения   практической   ролиэтнографии, усиления ее конструктивных и управленческих функций.    Социалистические преобразования, начавшиеся уже с первых лет  Советскойвласти,   и   широкомасштабное   освоение   пространств   Сибири,    котороеосуществляется  особенно  интенсивно  в   последние   десятилетия,   оказалисущественное влияние на все стороны жизни  коренного  населения  Севера.  Наоснове закономерностей общественного развития в эпоху  социализма  произошлатрансформация в материальной и духовной культуре эвенов,  эвенков,  кoряков,чукчей и других северных этносов, изменился их быт. В  значительной  степенипреобразования коснулись и хозяйственных занятий местных жителей.  На  сменустарому  хозяйству  пришли  новые,  отличные  в  социальном  плане,  иные  вкачественном отношении социалистические формы хозяйствования, повлиявшие  паустойчивость экономики, навсегда освободившие аборигенов Севера от  сезонныхголодовок и позволившие повышать производительность  труда.  Мероприятия  поукреплению  организационно-экономической  базы   коллективных   хозяйств   иукрупнению колхозов, многие из которых  преобразованы  в  совхозы,  повысилитехническую  оснащенность-  традиционных  промысловыми  позволили  развиватьновые отрасли хозяйства — земледелие, животноводство и др.    Однако,  несмотря  на  нововведения,  многие  традиционные  особенностихозяйства и культуры, которые в совокупности образуют этнические   традиции,вырабатываемые целенаправленной деятельностью каждого  этноса  в  ходе   егоисторического развития, все же показывают  большую  степень    устойчивости.В   первую, очередь это можно отнести к оленеводству, практикуемому в  ряде:областей Севера, в том числе  на  северо-востоке  Сибири  у  рассматриваемойгруппы этносов.    В качестве одного из главных обстоятельств,  обеспечивающих  сохранениеоленеводства  как  отрасли  хозяйства,  выступает  его  приспособленность  кэкстремальным северным условиям. Оно,  как  правило,  практикуется  в  такойклиматической зоне, где невозможно  разведение  крупного  рогатого  скота  иземледелие.  В  этой  связи  следует   особенно   отметить   неприхотливостьсеверного оленя,  его  способность  круглый  год  добывать  корм  в  суровомклимате.    Мероприятия,  проводившиеся  Советской  властью   с   первых   лет   еесуществования,  содействовали  сохранению  оленеводства,  которое  приобрелогосударственное значение, способствуя тем самым ^развитию экономики  народовСевера. Внедрение в эту главную отрасль хозяйства коренного населения  новыхметодов  выпаса   животных,   организации   труда   оленеводов.   достиженийветеринарии и обеспечение  ее  транспортными  средствами  и  радиосвязью  немешает тем не менее характеризовать  оленеводство  как  занятие,  в  которомналичествует  ряд  традиционных  элементов.  В  традиционном   крупностадномоленеводстве корякско-чукотского типа, заимствованном у палеоазиатов;  такжеэвенами в связи с их этническими контактами на Чукотке,  Камчатке  и  севереОхотского побережья и признанном сейчас наиболее рентабельным  хозяйственнымзанятием коренного населения,  как  и  прежде,  практикуется  круглогодичныйвыпас  оленей  в  соответствии  с  издавна  выработанным  годичным   циклом.Обслуживание животных базируется па использовании  народных  знаний,  а  бытоленеводов во многом определяется самобытными традициями.    Сохранение  традиционного  объясняется  и  тем,  что   производственноекочевание осуществляется на территориях, значительно  удаленных  от  центровсовременной культуры. Нередко оленьи стада откочевывают от поселков  на  300км и даже дальше. Необходимость  такой  отдаленности  обусловлена  тем,  чторядом с крупными поселками,  предприятиями  и  местами  разработок  полезныхископаемых, как правило, отсутствует корм для оленей.    Производственный опыт оленеводов, накопленный в течение  многих  веков,прекрасное  знание  природных  условий  таежных  тундреных   районов   имеютнепреходящее значение и в наши дни.  Многие  традиционные  приемы  ухода  заживотными,  выработанные  коренным  населением   северо-востока   Сибири   ипрактикуемые сейчас, наиболее эффективны и единственно  приемлемы.  Вряд  лицелесообразно полностью заменять их другими. Допустимо  лишь  привнесение  вних новаций, усовершенствований и улучшение их отдельных сторон.    В традиционных отраслях хозяйства и в оленеводстве в том числе живет  иразвивается  родной  язык  аборигенов.  Кстати,  терминология,  связанная  соленеводством, настолько богата, что ее  очень  трудно  выразить  на  другомязыке.    В оленеводческом хозяйстве рассматриваемого региона и в подчиненных емусферах в  настоящее  время  занято  большинство  представителей  аборигенныхэтносов. В табл. 1 показано распределение коренного населения по  профессиямна примере взятых  выборочно  нескольких  наиболее  типичных  оленеводческихпоселков разных районов северо-востока Сибири. Таблица  1|Профессия                |Охотский   |Быстринский  |Поселки           ||                         |р-н        |р-н          |Пенжинского р-на  ||                         |Xaбаровског|Камчатской   |Корякского        ||                         |о края     |обл. (пос.   |автономного округа||                         |(пос. Арка)|Эссо, Ашшгай)|Камчатской обл.   ||             |До 20     |20-30     |30-40     |40-50     |свыше 50  | Эссо |3 |- |20 |1 |2 |3 |5 |5 |13 |7 | |    Несмотря на  то  что  во  многих  поселках  при  наличии  в  интернатахкабинетов   профориентации   приобщение    к    оленеводческим    профессиямосуществляется в соответствии с  комплексным  планом  трудового  обучения  ивоспитания, большую роль в подготовке молодежи к  работе   в  оленеводческомхозяйстве   играет в лице старшего поколения.    Обучение  навыкам производственной деятельности является  постепенно  иначинается  обычно  уже  в   раннем   детстве.   Как   правило,    оленеводырассматриваемого  региона летом  забирают своих детей  из  детских  садов  иинтернатов, где они живут на государственном  обеспечении,  в  бригады.  Вселето дети вместе  с  родителями  проводят  в  оленьих  стадах,  участвуют  вперекочевках и наблюдают за работой.    Самые первые сведения о профессии оленевода и специфике оленеводческогохозяйства дети получают и из рассказов представителей старшего поколения,  атакже  пользуясь  игрушками,   которые   делают   для   них   родители   илиродственники. У эвенов и эвенков игрушки, цель которых приобщить  ребенка  ктрадиционному   хозяйству,   —   это   фигурки   оленей,   лошадей,   собак,изготовленные из рога горного барана или из дерева, игрушечные арканы  и  т.п. Игрушки в  данном  случае  становятся  как  бы  символами,  говорящими  обудущей хозяйственной деятельности. Обычай дарения таких игрушек известен  уподавляющего большинства народов мира.    Большое значение в деле пробуждения у  детей  школьного  и  дошкольноговозраста   интереса   к  профессии  оленевода  имеют традиционные  игры,  вомногом  копирующие  хозяйственную  деятельность   взрослых   и   формирующиепроизводственные    навыки  у  детей.  В  играх  находит  отражение  и   быткоренного населения, они воспитывают любовь к природе,  укрепляют  здоровье,способствуют выработке ловкости,  выносливости,  твердости  и  настойчивостикак качеств, особенно необходимых при занятиях оленеводством.    В большинстве  игр  дети  оленеводов  используют  аркан  —  необходимыйпредмет   в   снаряжении  каждого   пастуха,   которым   он   обычно   оченьдорожит. Аркан, уже побывавший  в  употреблении   или    новый,    вручаетсямальчику    отцом    или    старшим    братом.   Смысл  большинства  игр   супотреблением аркана — овладение техникой его набрасывания на рога  оленя  сцелью отлова животного, выработка  реакции  я  координации  движений.    Для тренировок,  используются  ветки  лиственницы  или  настоящие  рога  оленя,которые  дети  держат  над  головой,  изображая  животных.  Один   или   два«пастуха» ловят их арканами, с тем чтобы потом запрячь  в  нарты.  У  эвеновтакая игра называется оропэвидакун иди .мавутлактак, у  коряков —  коячетык.  В    другой    эвенской    игре  с  оленьими  рогами  (гаун'акачак)  арканнабрасывают на рога, которые един из играющих тащит за  собой  на  ремне.  Кчислу упражнений с арканом относятся такие игры, как монэкан  или  муколовыну эвенов и вопханеьоченам у  коряков.  В  эвенской  игре  к  длинному  шеступрикрепляется ремень с   небольшим  бруском  дерева  на  конце.  Затем  шестначинают вращать. Задача играющих, стоящих  вокруг,  —  набросить  аркан  навращающийся  кусок  дерева.  Победителем  считается  тот,  кто  сделает  этопервым. Корякский   вариант   игры   заключается   в   том,    что    вместо куска  дерева к веревке  прикрепляются  оленьи  рога.  Нередко  в  подобныхиграх детьми создается ситуация, типичная  для  оленеводческой  практики,  —уход части оленей из стада. В  этом  случае  «оленеводы»  ищут  потерявшихся«животных», т. е. спрятавшихся детей.    Кроме упражнений с арканом  большое  внимание  в  воспитании  мальчиковуделяется бегу наперегонки, езде на  оленях,   прыжкам   в    длину    и   ввысоту, борьбе,  игре  в  кожаный  мяч,  набитый  оленьим  волосом,  котораяраспространена у  коряков,  и  т.  п.  Девочки  играют  в  такие  игры,  какпостановка чума,  раскладывание   разноцветных  камушков   в    определеннойпоследовательности, что означает подготовку караванов оленей к  перекочевке,и т. д.    Постепенно от игр с рогами и другими предметами  мальчики  переходят  ктренировкам по набрасыванию арканов на живые объекты — телят оленя  —  околобазовых  стоянок,  куда  пригоняют  стадо  для  отдыха   в   середине   дня.Одновременно с играми  и  различными  упражнениями  происходит  и  посильноеприобщение Ь труду детей оленеводов. Мальчики 8—10 лет, например,  участвуютна временных стоянках в  сборе  топлива  для  очагов,  девочки  учатся  шитьпромысловую одежду и разделывать  туши  забитых  Тюленей.  Приблизительно  с9—10 лет мальчики во время летних каникул начинают ходить  со  взрослыми  навыпас оленьих стад, где молодежь ближе  узнает  повадки  животных  и  учитсяискусству оленевода.    В итоге можно отметить, что многие  традиции  в  области  хозяйственнойдеятельности коренного  населения северо-восточных ионов  Сибири  продолжаютсуществовать в наши дни. В совокупности  с   новым  хозяйственные   традицииобразуют органическое единство  —  основу    жизнедеятельности    аборигеновСибири.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы животноводам:

News image

ВЫРАЩИВАНИЕ ПОРОСЯТ

Опытные свиноводы знают, что каждый поросенок сосет определенный сосок. Порядок распределения поро­сят по соскам устанавливается в первые 1,5—2,0 су...

News image

Разведение нутрий

Разведение нутрий в приусадебных хозяйствах имеет особое значение, так как при невысоких затратах от них получают ценный мех и вкусное мясо. Нутрии ...

News image

Пантовое оленеводство и мараловодство - отрасль животноводст

Разведением оленей, маралов с целью получения от них пантов, мяса, шкур и другой продукции занимаются на Алтае уже долгие годы. В природных условиях...

Новости животноводства:

Почему корова должна много пить

News image

Молочной корове необходимо 4 - 5 л воды на образование 1 кг молока. Следовательно, корову надо приучить к большому потреблению ...

Убой свиньи и разделка туши

News image

Не менее полусуток до убоя свинью не кормят, но обильно поят водой, чтобы очистился кишечник. Забивать животное лучше на бойн...

Овцы

News image

Содержать овец на подворье несложно. Были бы летом пастбища, а зимой—сено. Продукция овцеводства всем хорошо известна — шерсть, ...

Качество шерсти - сырца

News image

Первым экономически оправданным шагом в продвижении на рынок качественного товара является проведение мероприятий по повышению к...

Разведение нутрий

News image

Нутрии не имеют определенных сезонов размножения. Они могут спариваться круглый год при хороших условиях кормления и содерж...

ОВЦЫ ИДУТ НА ПАСТБИЩЕ

News image

Овец первыми переводят на пастбищное содержание. Делают это постепенно, в течение 7-8 дней, чтобы избежать поносов и вздутия руб...

More in: Кролиководство, Коневодство, Козоводство, Норководство, Нутриеводство, Овцеводство, Оленеводство, Свиноводство, Скотоводство

Коневодство:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Овцеводство:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Свиноводство:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Авторизация



Забыли пароль? Забыли логин? Регистрация